"Вечные сюжеты"

В. И. Ленин. "Партийная организация и партийная литература"

Поэт Б.Пастернак и художник
Мальков с портретом
товарища Сталина на I Всесоюзном
съезде писателей в Доме
Союзов. Москва. 29 августа 1934 г.
Статья В. И. Ленина впервые была опубликована в газете "Новая жизнь" N 12 от 13 (26) ноября 1905 года. В статье с полемическим задором, не без нотки демагогии, обсуждается животрепещущий вопрос об отношении партийного органа к внепартийным писателям: предоставлять ли место на своих полосах или нет. Вопрос однозначно решается во втором варианте. В советские времена эта статья стала краеугольным камнем всей марксистско-ленинской философии искусства, да и науки впридачу.

Она переиздавалась неисчислимое количество раз самостоятельно, в сборниках, собраниях ленинских сочинений, центральными и местными издательствами. "Партийная организация" входила в круг обязательного чтения и конспектирования начиная со школы, транзитом через институты и техникумы, независимо от избранной специальности или направления, и кончая системой партобразования (которое было обязательным не только для членов партии) вплоть до пенсионеров. Мало найдется литературных произведений, которые бы пропагандировались с таким пылом и которые бы никто не читал: не только студенты, но и преподаватели. Для въедливого читателя, возможно, "обязательно конспектировалась" и "никто не читал", и покажется вопиющей неувязкой, но только не для знакомого с русским менталитетом: что, кстати, автора этой заметки в свое время крайне возмущало -- эти идеологические козлы, размахивая марксистско-ленинской дубинкой, даже не удосуживались познакомиться с ее содержанием.

Новейшие времена и технологии отнюдь не уменьшили интереса к ленинской работе, весьма, впрочем, своеобразного. Достаточно набрать ее название в любом поисковике, и вам вывалятся десятки ссылок на ее текст, но найти к ней комментарии или более или менее поверхностный анализ практически невозможно: верный признак, что она по прежнему не читается. И, соответственно, содержание статьи обросло массой фантастических домыслов и предположений, не хуже каких-нибудь апокрифических евангелий.

Статья была написана тогда, когда Ленина и его большевистских приспешников, как слабаков в баскетболе из трехсекундной зоны, вытеснили из редакции "Искра" и они лихорадочно искали печатной площадки для самовыражения своих взглядов. Благодаря деньгам жены М. Горького, замечательной актрисы М. Андреевой Ленину наконец удалось наладить издание газеты "Новая жизнь", выход которой власти дотерпели аккурат до 13 номера.

Принципиально обратить внимание на тот факт, что ситуация с печатью в это время кардинально изменилась. На смену волчьим законам подавления всякого оппозиционного слова, когда рабочие с жадностью хватали замусоленные листки "Искры", после манифеста 17 октября Россию через край захлестнула вдруг наступившая свобода, в частности, печати. В начале века в стране выходило 14 тыс периодических изданий, в т. ч. более 2 тыс общественно-политических. Со своими взглядами лезли не только большевики или либералы, но и христиане, непротивленцы. Издавались всякие "Осколки", "Бюллетени огородников". Быть замеченным в таких условиях было весьма трудно. Поэтому для привлечения читателей политические издания привлекали всякого рода пишущих на любые темы, не особенно заботясь об их политической или мировоззренческой ориентации.

Была и среди большевиков популярна такая точка зрения, что де ради популяризации наших идей не нужно быть слишком привередливыми по части идеологических воззрений автора, а давать на страницах большевистской газеты место всем желающим: лишь бы интересно писались. Ленин подобным поползновениям поставил жесткий фильтр.

"Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, 'колесиком и винтиком' одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы".

Важно подчеркнуть, что весь сыр-бор затеялся исключительно вокруг партийной литературы, то есть специфической агитационно-пропагандистской печати одной из многочисленных партий. Литература вообще, где творили Л. Толстой и Шекспир, в ленинской статье не затрагивалась. Не было в ней и посягательств на свободу слова. "Речь идет о партийной литературе и ее подчинении партийному контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то".

Можно перечитывать ленинские слова спереди назад и с заду наперед, но обнаружить в них какую-то особую гениальность невозможно. Как нет и ничего, с чем в здравом уме и твердой памяти можно было бы не согласиться. Вопрос о том, корешоваться ли со всеми подряд или только с единомышленниками -- в условиях демократии и разнузданности печати -- это вопрос выживания и сохранения своей самоидентичности. Демократия состоит не в том, чтобы печатать у себя все подряд без разбора, а в том, чтобы общество обеспечивало несогласному возможность выразить свои взгляды в другом месте (разумеется, не на нарах).

Высказанным принципах Ленин был верен всю свою деятельность. Уже после победы Соввласти в 1919 году на встрече с комсомольцами он бросил, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память теми богатствами, которые выработало человечество. Бросил, когда увидел в руках одного из делегатов коммунистическую брошюрку и на вопрос: "Вы, кроме этого, что-нибудь еще читаете?", тот с гордостью ответил: "Нет, только партийную литературу".

Советская идеология перевернула ленинскую статью с ног на голову. Она поставила знак равенства между партийной литературой и литературой (искусством и наукой) вообще. В коммунистическом обществе не может быть иной, кроме коммунистической идеологии -- такой принцип проводился неукоснительно и жестоко. Можно сказать, что Ленин сам дал к двусмысленный повод, к концу статьи незаметно подменив понятие партийной литературы на литературы вообще.

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания".

Хотя в актуальности данной мысли, и именно в современных условиях, усомниться трудно. Стоить только посмотреть, сколько грязи вылили разные звезды шоу-бизнеса, прокламирующие аполитичность и чисто развлекательную направленность своих кривляний, на голову коллеги, когда тот на встрече с руководителями государства, осмелился заикнуться о нарушении демократических свобод в стране.

Содержание

Hosted by uCoz