"Вечные сюжеты"

Синдбад-мореход

Купцы охотятся за яйцами птицы Рух
Синдбад-мореход -- знаменитый арабский путешественник (сказочный), живший в Басре во время аббасидского халифата (VIII-X вв) и ставший героем множества легенд и сказаний, известный в Европе благодаря "1001 ночи", которую его подвиги не могли миновать. Путешествуя по разным странам мира, в основном Восточной Африке и Ю. Азии он попадает в диковинные места, встречается с диковинными растениями и животными, но выходить сухим из воды, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.

Кто первый придумал Синдбада -- это большой вопрос. Истории о моряках были известны и в Индии, и Персии, и в других странах Востока. А реальный опыт арабских купцов и мореплавателей давал пищу все новым и новым россказням: ведь тогда арабы еще не застыли в своем религиозном фанатизме, а всеми силами расширяли границы известного мира. Ибн-Фадлун и Ибн-Баттута по праву стоят в одном ряду с М. Поло или А. Никитиным.

Ничего удивительного, что путешествия Синдбада стали источником многочисленных адаптаций, переводов, пересказов, а позднее экранизаций и компьютерных игр. Большое впечатление они произвели на Стивенсона. Будущий автор "Острова сокровищ", с детства прикованный к постели, по закону противоположностей полюбил именно морские приключения и дальние странствия. В советские времена, когда западная культура текла к нам узеньким ручейком буквально бесконечным хитом пацанов восхищало "Седьмое путешествие Синдбада", американский фильм 1958 года. Конечно, американцы не могли обойтись без интриги, придумав злодея, который борется с героем, а также любовной линии, которой в арабских сказках нет и в помине.

"Свою версию путешествий арабского морехода изложил и Э. По, применив ироничный, но очень эффективный прием. Шахерезада рассказывает свои сказки, а ее слушатель, человек явно европейской культуры, перекомментирует события рационалистическим образом.

И заметим, американский писатель сумел проявить зоркость и аналитическую силу ума, которой так не хватает людям технического века однозначно зачисливших Синдабада во вруны и выдумщики.

Хотя для современников описание путешествий героя были скорее не сказкой, а повестью, которой они в разной степени доверяли. Лишь немногие, сверхинтеллектуалы типа Бируни, подвергали эти россказни безусловному сомнению. Не следует забывать, что описание путешествий морехода базировалось на реальных рассказов реальных путешественников, которым тоже современники верили через раз. Ну как скажите верить вруну Ибн Фадлану, который побывал в Булгарии (нынешний Татарстан) и уверял, что там стоят такие холода, что вода в реках и озерах превращается в камень, а жители привязывают к ногам кости и разъезжают по этим камням, как по дороге. А еще земля покрывается снегом (который, конечно, арабы видели издали на горах, но на ощупь не пробовали) и люди приделывают к ногам доски, чтобы можно было легко перемещаться по этому покрывалу.

О знаменитой птице Рух рассказывали также многие путешественники. Ибн Баттута передает, что в верховьях Нила, эти птицы ежегодно устраивают в определенном месте побоища с жителями, и кто в этих побоищах победит, тот и властвует на земле. Этот эпизод вошел в сказки, где Синдбад повествует о купцах, которые разоряют гнезда птицы Рух, и если птица их поймает, то она начинает биться с людьми и может даже потопить целый корабль.

Сказка о Синдбаде-мореходе наталкивает на мысль, что сталкиваясь со свидетельствами ушедших ли веков, незнакомых мест, необычных обстоятельств, не нужно спешить натягивать на себя ухмылку всезнающего скептицизма. Человек порою не столько врет, сколько столкнувшись с необычным явлением, пытается доступным ему образом объяснить или ходя бы просто поведать о непонятном.

Та же птица Рух. Так зоологи выяснили, что вплоть до XVII века на Мадагаскаре обитали гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до 3 метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося птенца гораздо более крупной, летающей птицы.

Любопытно, что рассказы Ибн Баттуты о битвах людей и птиц в верховьях Нила, однозначно записывавшиеся в легенды, теперь служат доказательством, что путешественники добирались до истоков Нила гораздо ранее, чем это было принято думать. Там обитают гигантские аисты, за яйцами которых охотятся местные племена бушменов, и порою свидетели, дейстительно, наблюдали настоящие битвы между охотниками и птичьими родителями. Отвергая многие сообщения как вранье, наука часто игнорирует многие важные факты и свидетельста.

Содержание

Hosted by uCoz