"Вечные сюжеты"

Нострадамус. "Предсказания"

"Чудо", якобы предсказанное Нострадамусом:
объединение 2-х армий католической и протестантской
в 1593 г (листовка тех времен)
Первое издание "Предсказаний", вышла в 1555 году и содержала всего 100 катрен (четверостиший: одно предсказание -- одна катрена). Второе, расширенное издание (343 катрена) вышло в 1557 году, еще при жизни Нострадамуса, а третье, которое он готовил, но выхода которого не дождался в 1558 и содержало уже 942 катрена. Эти три издания считаются каноническими, хотя при том уровне издательской культуры, который свирепствовал в XVI веке, определить куда приложил свою руку автор, а куда нет, остается только догадываться, что и делают литературоведы начиная с 1589 года, когда Шавиньи, мэр города Бона, бросивший этот пост и многообещающую карьеру ради занятий астрологией, выпустил первое издание именно с подробными комментариями. На сегодня посчитано, что исследовательская библиография подбирается к цифре 10000 работ, и это только на французском языке.

Так что основной цели издания Нострадамус не достиг. Ибо денег за него он не получил, а славы ему было не занимать: его пророчествами, передаваемыми и в устной и в письменной форме была переполнена Франция, и как раз основной целью их напечатания было отгородить его подлинные пророчества от множества ходивших под его именем фальшивых.

Правда, Нострадамус и сам постарался внести немалую путаницу. Он плохо вычитал текст, и там встречаются совершенно очевидные ошибки и нелепости. Сам язык их, кроме той темноты и загадочности, которая составляет неотъемлемую часть пророчеств, еще усугубился своей архаичностью. Архаичностью даже по сравнению с современным ему французским. В то время как дю Белле, Ронсар, Амио, Скалигер, Маро дружно работали над улучшением языка и заложили основы современного французского, Нострадамус принципиально писал на варварском средневековом диалекте, с большим включением латинской, греческой и провансальской лексики. Впрочем, такая смесь была вполне понятна его современникам.

Кроме того, некоторые современные исследователи говорят, что "Предсказания" -- плохая поэзия, ибо не владея вполне метром и рифмой, Нострадамус, де ради поэтической целесообразности подгонял под них слова. Не знаю, но каждый читатель может убедиться, что как раз поэзия-то катрен очень сильная.

Заметим, что средние века "жили" близким концом света. Эти мотивы то ослабляясь, то усиливаясь, составляли существенную часть тогдашнего мировоззрения. Так что дефицита в предсказаниях будущего и не слишком и даже очень образованный читатель те времена не испытывал. Каждый уважающий себя король или крупный феодал держал обычно при себе придворного астролога. Астрологией интересовались не только короли, но и рядовые дворяне и буржуа. На потребу им массовыми тиражами ежегодно выходили десятки альманахов.

Так что "Предсказания" упали на переудобренную почву, но не затерялись на ней, а вспыхнули ярким блеском. Не только рядовой читатель, но и культурная элита не обошла их своим вниманием.

Отношение мракобесов и церковников, с которыми Нострадамус как раз должен был бы по идее находиться в тесной связке, удивляет своим неприятием. Уже в 1557 году появилась "Первая инвектива сеньора Геркулеса Французского против Нострадамуса, переведенная с латинского языка". Кто именно укрылся под именем Геркулеса Французского неизвестно, но это был явно человек, принадлежавший к кальвинистскому кругу и возмущенный нечестием Нострадамуса, который пытался раскрыть Божьи тайны. В следующем году появилась анонимная книга "Чудовище кощунства", автором которой, видимо, был известный кальвинистский проповедник Теодор де Без. Самое мягкое из сравнений, которое он находит в своем памфлете для Нострадамуса - это сравнение с Геростратом. "Ты подобен тому безумцу, - пишет он, - который, не будучи в состоянии обессмертить себя достойными и похвальными деяниями, хочет увековечить свое имя бесчестным делом - сожжением Эфесского храма".

Полное в этом вопросе единодушие с кальвинистами проявили католические идеологи Лоран Видель и дю Павийон. В своих работах, изданных примерно в то же время, они объявили предсказания Нострадамуса "ложными и возмутительными", а его самого наглым шарлатаном. В 1560 году к этому хору негодования присоединилась третья ветвь христианства - англиканская церковь в лице английского автора У. Фулька, написавшего трактат о "бесполезности астрологических предсказаний", главным образом, на примере Нострадамуса.

Как ни странно, но совсем иное отношение встретили "Предсказания" со стороны гуманистов. XVI век основной массой все еще погрязший в средневековье, уже в лице своих передовых деятелей укреплялся в идеях исторического прогресса и оптимизма, которые несут развитие наук и высвобождение человека. И то что сторонники прогресса с сочувствием встретили книгу Нострадамуса (в частности, ее восхищались поэты "Плеяды" -- говорите после этого о плохой поэзии), свидетельствует: а была внутри них червоточинка. Мне кажется, эта червоточинка должна быть здоровым ядром общественного состояния духа. Нельзя полагаться на безальтернативный прогресс: верить, что в FaceBook'ом и мобильником мы обязательно придем к счастливому будущему, иногда для прочисти мозгов и правильного настроения стоит взглянуть на историю и с другой, не самой лицеприятной стороны.

Хочется привести в этой связи один любопытный исторический случай. В т. н. Век Просвещения все маркизы и графы и даже цари и короли, кто искренне, а кто притворно призывали грядущий Век разума. "Придет, придет вам этот век," -- любил вещать по салонам Казо, французский писатель, большой поклонник Нострадамуса и сам составивший по его лекалу свое "Прорицание", -- "только вот вы-то не обрадуетесь". "Весь ежели воссияет справедливость, -- повторял он слова Ивана Карамазова, -- нас дворян первых, сначала раскулачат, а потом и упразднят". -- "Ну а с вами-то что будет?" -- "А с вами-то что будет?" -- "А то же, что и с вами: повесят, непременно повесят". И ошибся: 25 сентября 1792 года его гильотинировали. (Его предсказания великолепно описаны в рассказе Ж. де Нерваля)

Содержание

Hosted by uCoz