Париж, 1848, остатки баррикад |
Во всеобщем сознании сегодня почему-то считается, что эта парочка немецких приятелей и запустила призрак коммунизм бродить по свету. На самом деле они поставили перед собой как раз другую цель: изловить этот призрак, уже широко гулявший до них, и уничтожить. А на его место водрузить настоящий коммунизм (или социализм, тогда эти понятия не очень-то отличались, да и сегодня, пожалуй, тоже), научный, подлинный.
При этом они весьма точно обозначили черты этого призрака и его разновидностей и дали ему подробную характеристику в 3-й главе своей работы. Вот они (прямо по оглавлению из "Манифеста"):
Вот, к примеру, консервативный или буржуазный социализм. Суть его Маркс и Энгельс обозначили так: "Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества. Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов.. Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа,-- в интересах рабочего класса".
А наиболее ярким его представителем они обозвали французского экономиста Прудона, прославившего в свое время тем, что на вопрос "Что такое собственность?", он однозначно отрезал: "Собственность -- это воровство". Много других таких же горьких и нелицеприятных истин высказал Прудон в адрес буржуазии и в защиту рабочего класса. Можно даже сказать, что в описании ужасов эксплуатации он оставил Маркса, да и Энгельса в придачу, далеко позади себя.
Прудон был человеком отнюдь не робкого десятка, что многократно доказывал в своей биографии. Во время революции 1848 г он активно занимался журналистской деятельностью, его газеты много раз закрывали, подвергали штрафам (а был он по происхождению простым рабочим, и жил на пенсию Академии), даже избивали якобы неизвестные лица, но остановить его не могли. Тем не менее он был активным противником не то что революции, но даже политической борьбы. "Социальный вопрос, -- обращался он к своим избирателям, -- поставлен, вы не уйдете от него. Для разрешения его нужны люди, у которых самая радикальная мысль соединялась бы с самой консервативной. Рабочие, подайте руки вашим хозяевам, а вы, работодатели, не оттолкните руки тех, кто получал от вас заработную плату". То есть был провозвестником того, чем сегодня пудрят мозги под словесной шелухой о социальном партнерстве и социально-ориентированном государстве.
Прудон излагал свои идеи теоретически, но были и сердобольные капиталисты, которые пытались на практике не выжимать все соки из рабочих. Английский фабрикант Оуэн (сам из рабочих, но сумевший соблазнить в жены дочь богача и сам благодаря этому записавшийся в буржуазию), будучи управляющим и совладельцем фабрики в Нью-Ланарке, разработал систему "патроната". Сократив рабочий день, построив школу и больницу, а также жилье для рабочих, улучив условия труда, он, к удивлению многих, не только не разорился, но и преуспел, значительно обогнав по получаемым прибылям своих хапужных коллег по классу.
В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии
И все же в конечном итоге его эксперимент провалился. Иногда Оуэна (не путать с известным форвардом "Манчестер Юнайтеда") причисляют к утопистам, однако многие начинания и изобретения этого утописта оказались весьма жизненными и живут и процветают до сих пор: больничные кассы, больничные листки, трудовой коллективный договор и др.
К. Маркс, внимательно изучая опыт Нью-Ланарка, объяснил причину его неудачи в "Капитале". Заработная плата рабочему -- это отнюдь не прихоть и не (не)доброхотство собственника. Это стоимость особого товара, называемого "рабочая сила". И как всякая стоимость она имеет объективно определяемую величину. Повышая стоимость сверх этой величины, капиталист заведомо понижает конкурентность своего производства. Конечно, за счет новой технологии, удачи, еще чего отдельные капиталисты могут позволить себе быть человеколюбивыми, но весь класс буржуазии так существовать не может (ибо, как Маркс в целых трех томах своего главного труда доказывал: единственным источником прибыли является прибавочная стоимость).
Характерно, что в том же "Капитале" Маркс приводит обращение нескольких фабрикантов в английский парламент. Они требуют увеличить законодательно плату рабочим, и жалуются, что сделать этого в частном порядке сами не могут: бессовестные коллеги их тут же разорят за счет большей дешевизны своего продукта.
Так что призрак коммунизма все еще бродит по Европе и даже процветает в неокрепших головах под титлами то "шведского социализма", то "австрийской модели социального партнерства", то еще какой хренотени.