Картина Рубенса "Падающий Фаэтон" |
Кто такой Фаэтон и откуда он взялся не берется утверждать ни один историк. А источники молчат о нем как рыбы. Самой правдоподобной является версия, что Фаэтон -- это одно из имен бога солнца Гелиоса.
Но нам такое толкование побоку. Всех сбил с толку миф, рассказанный Овидием в его "Метаморфозах". Согласно этому мифу Фаэтон был сыном бога солнца, того самого Гелиоса и очень гордился этим. Гелиос же каждый день выезжал на своей колеснице, видимой нам в виде солнца. Фаэтон все приставал и приставал к отцу: дай порулить, да дай порулить. Ну отец и сдался. А сын не справился с управлением. Колесница приблизилась вплотную к земле и чуть не сожгла ее. Тогда Зевс сразил неумелого шофера молнией и колесница рухнула в море. Как ее потом восстановили миф умалчивает.
По другой версии Зевс напустил на Землю водные потоки и так возник всемирный потоп, в ходе которого все живое погибло, кроме Девкалиона и Пирры, которые возобновили людской род.
На картине Рубенса как раз тот момент, когда Зевс метнул молнию. Колесница развалилась, Фаэтон падает, кони смешались в кучу, упряжь порвана. Внизу пылающая Земля, на небе - кольца, которые (вероятно) изображают орбиты планет. Рядом с конями - стайка женщин с крыльями и без крыльев, раздетых полностью или частично.
В картине есть то, чего нет в мифе: существа женского рода и еще один конь, пятый. И если четыре коня падают, то пятый, белый, устремлен вверх, к солнцу.
Возможно появление белого коня, взмывшего к солнцу -- это ответ Рубенса на устоявшуюся мораль мифа. Вместо не лезь, куда не положено, художник прославляет подвиг дерзнувшего отойти от законченных путей. Хотя можно истолковать и по-другому. Женские тела как бы намекают, что собралась веселая компания, перепились и попали в катастрофу. Так что каждый понимай картину в меру своей испорченности. И все же волнует изображение катастрофы в разных ракурсах и изображением разного ее восприятия: страх, отчаяние или гнетущая покорность судьбе -- в одних фигурах, порыв, дерзкий вызов -- в других.
Вообще, как и всякий миф, этот толкуется вкривь и вкось уже не одно столетие. Уже древние греки начали истолковывать миф рационалистически. В платоновом "Тимее" египетский жрец говорит: Теперь рассказ о Фаэтоне преображен в форму мифа, но в реальности он означает факт, что все тела, двигающиеся вокруг земли постепенно к ней приближаются и время от времени через очень большие интервалы падают на нее, вызывая большие пожары". При этом жрец замечает, что подобное уже происходило не раз: все живое исчезало, а потом возрождалось вновь.
Аристотель пошел еще дальше, назвав Фаэтоном один из кометных дождей обрушивавшихся на Землю.