Картина Рибейры |
Миф о Марсии известен со слов Меланиппид, греческий поэт V в до н. э., от которого сохранилось всего несколько лирических фрагментов, среди них и о Марсии. Марсий -- сатир, получеловек, полузверь --входил в свиту бога Диониса или Кибелы. Однажды он подобрал инструмент, который изобрела богиня Афина и выбросила его, признав эксперимент неудавшимся. Это была аула, прародитель свирели. Марсий выучился играть на ней и вызвал на состязание бога искусств Аполлона на состязание.
Поскольку жюри составляли Музы, спутницы Аполлона, естественно, победа осталась за богам. У Марсия в наказание за дерзость содрали шкуру.
Сюжет очень выигрышный с живописной точки зрения и художественные массы часто обращались к нему. Особенно часто мастера кисти упивались страданиями Марсия. Одним из таких художников был испанец XVII века Рибейра, для творчества которого вообще характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Несколько иначе трактует картину, созданную для женского монастыря Сан-Мартино, советский литературовед В. Л. Смирнов:
"На картине великого испанского художника Хусепе Риберы сатир Марсий привязан к дереву верх ногами и, распростершись на земле, запрокинув голову, корчится и вопит от боли. Златокудрый, с утончёнными чертами лица, красавец бог Аполлон, хладнокровно наблюдая страдания Марсия, сдирает звериную шкуру с мохнатых ног сатира. Это символ его мучительного освобождения от низменной животной природы. Символично и расположение музыкальных инструментов на этой картине. Сиринга, инструмент сатира, подвешена на дереве у его звериных ног, а скрипка Аполлона - символ возвышенного, благородного искусства, лежит у самой головы Марсия. Тело сатира вместе с музыкальными инструментами составляет одну диагональную линию, что указывает, в каком направлении должно меняться искусство Марсия по мере его духовного очищения: от низменного, пошлого к благородному, возвышающему души людей".