"Вечные сюжеты"

Суд Париса

Картина Менгса

На вопрос, почему художники так часто обращались к мифологическим или там библио-евангельским сюжетом, ответ лежит на поверхности. Потому что всякий культурный человек со школьной скамьи знал эти мифы, и ему не нужно было объяснять, что обозначает та или иная сцена и кто есть кто. И поэтому художник с места в карьер мог выражениями лиц, позами, др. художественными деталями высказать свои представления о жизни и всяких связанных с нею явления.

Вот, например, суд Париса. Всем известно (откуда? в "Илиаде" эпизод упоминается весьма глухо, что показывает, что читателям он был весьма известен; кроме того, на него без конца аллюзируется в греческих комедиях, что доказывает, что древние греки весьма иронически относились к этому событию и больше зубоскалили над ним, чем размышляли), что богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой - возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Парис всем предпочел Афродиту.

Момент выбора и запечатлен на полотне. Причем зрителю не только ясно, что происходит, но и какая фигура, кому принадлежит. Скажем, та что повернулась задницей -- Афина, ибо рядом лежит ее необходимый атрибут -- воинский шлем, в центре Гера -- жена Зевса, что видно по диадеме, знаку царской власти на ее голове.

А художник воспользовался древним сюжетом, чтобы показать свое представление о красоте. Как у всякого немца, он, естественно, предпочитает такую домашнюю сдобненькую нежную немочку, мать семейства (вишь, и ребенок у ног играет), напыщенной аристократке (смотрит поверх и мимо: так уверена в своем превосходстве, что любой суд ей до лампочки) или мужеподобной бой-бабе. Один хищный взгляд исподлобья чего стоит.

Совершенно ясны и социальные пристрастия художника, которыми он льет елей на душевную организацию бюргера.
Роспись на амфоре, найденной в Керчи

А вот так эта сцена изображалась самими греками. Ваза обнаружена в Керчи. Заметим, что образцом для изображений грекам служили театральные сцены. Также по костюмам и позам современные историки вполне однозначно трактуют изображение как брачный обряд. Неизвестный художник или группа художников, создали настолько самобытный оригинальный стиль, что за ним(и) утвердилось прозвище "Мастер брачных церемоний".

Содержание

Hosted by uCoz