"Вечные сюжеты"

Веласкес. "Менинас"

"Эти самые 'Менины'"
О знаменитой картине Веласкеса "Менины" -- что значит "Фрейлины" -- слышали, конечно, все образованные люди Европы, но видеть ее толком никто не видел. Создана она была в 1651 г и по ней продефелировала тогдашняя испанская корелевская семья. А впервые ее вывезли в Европу в 1840-е гг. Картина шокировала всех знатоков искусства, общее мнение которых выразил поэт Т. Готье:

"А где же здесь картина?"

Действительно, глядя непредубежденным взглядов, на ней ничего, кроме хаотичного нагромождения фигур заметить невозможно. Если это жанровая картина, то что здесь происходит? Если групповый портрет, то чей?

Первым попытался внести сюда ясность знаменитый биограф испанских художников Паломино. Согласно этому знатоку, в картине изображен сам художник за писанием портрета короля Филиппа IV и Анны Австрийской. Короля и королевы не видно. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Но тогда то смутное изображение в зеркале построено с искажением законов перспективы. Кроме того, что делать с человеком, выходящим из-за портьеры: это то же отражение в зеркале, или картина в раме, как и портрет королевской четы?

Согласно другому истолкованию художник рисует именно инфанту (маленькую девочку в центре группы) и ее свиту. Но почему тогда, он повернут к зрителю лицом, а не спиной, как на "Аллегории живописи" Я. В. Дельфтского.


Я. Дельфтский. "Аллегория искусства"

Ну да, они глядятся в зеркало, а художник копирует именно их зеркальное изображение. Что ж, судя по позам, они, действительно похоже, смотрятся в зеркало.

Существует еще одно, третье толкование, на мой взгляд наиболее правдоподобное: художник сам не знал, что делает и наколбасил просто-так ради приколов. При всей развязанности такое мнение не так уж далеко от истины: художники часто рисуют повинуясь безотчетному порыву, не заботясь о внешней логике. Вернее следуя своей внутренней логике, не всегда находящей адекватное выражение в словах.

Картина оказала громадную влияние на европейскую живопись. Поначалу испанские короли замылили ее в своих апартаментах и скрыли от простого народа. Первым из мастеров, кому удалось прорвать блокаду, был неаполитанец Лука Джордано, которого в 1692 допустили до созерцания. Он так был восхищен картиной, что тут же назвал ее "теологией живописи" и разработал сюжет в нескольких репликах.

Во второй половине XVIII века, следуя духу времени, многие художественные сокровища, в том числе и "Менины" были открыты для публичного обозрения (еще позднее в 1814 был создан музей Прадо, где по примеру Лувра уже любой желающий за определенную плату допускался до созерцания шедевров). "Менины" стали сразу же одним из популярнейших сюжетов. Очень подробно из изучал Гойя. Закончилось это тем, что он изготовил на основе картины офорт, который послужил для него образцом для создания собственного шедевра "Групповой портрет семьи Карла IV".

С тех пор художники не переставали и не перестают обращаться к "Менинам". В 1957 году Пабло Пикассо написал целых 58 вариаций на тему "Менин", которые находятся в музее Пикассо в Барселоне. Пикассо не стал варьировать персонажей и темы картины, но полностью переосмыслил пространство в духе кубизма. Как сказано в справочнике по Музею, серия Пикассо -- "это единый исчерпывающий этюд формы, ритма, цвета и движения".

По мотивам "Менин" создали свои реплики Саржент, Дали, Хамильтон и мн другие известные и неизвестные художники.


Что называется, "хоть стой, хоть падай" -- один из этюдов Пикассо

Но гораздо важнее отметить, что Веласкес, возможно, был первым из художников, кто поместил творца между изображаемым объектом и зрителем. До этого художники как бы негласно утверждали, что то что на полотне, то и в жизни: они лишь передатчики. Веласкес одновременно с философами, начиная с Декарта, всякими писателями своим полотном как бы сказал: нет, ребята, жизнь она не такова: художник передаем не мир таким, каков он есть, а каким он его видит, и как ни пыжься в изображаемом обязательно присутствует тот, кто изображает. Мы видим не то, что есть в реальности, а то что видит художник. Причем мы сами можем видеть все это по-иному. Один видит картину так, другой иначе: и все они одинаково правы или одинаково неправы.

Вот эта идея помещения художника между зрителем и полотном проникла в художественные массы и спровоцировала массу шедевров (типа "Лавка Жерсена" Ватто или "Бар в Фоли Боржер" Мане), а также подвигла кучу ничтожеств рисовать одной левой, а на всякую критику отплевываться: "Отстаньте от меня: я так вижу и точка".

В наше время "Менины" тиражируются в поп-искусстве. В 2004 году предприимчивая молодая дама, сама себя именующая видео-артистом, некто Ева Суссман, отринув все вопли нытиков, что в наше время искусство не приносить денег, с успехом доказала обратное. Она на основе "Менин" создала видеоряд из 36 кадров на 89 секунда, как все персонажи полотна Веласкеса появляются в мастерской художника и занимают те места, какими мы их видим на картине. Причем видео можно, как кубики в калейдоскопе менять местами, откручивать назад. Тогда получится, что художник нарисовал картину и персонажи покидают мастерскую. Успех этого прикола был огромадный. Положительным моментом было то, что масса людей ломанулась после этого в Прадо и стали глядеть на картину Веласкеса, о которой они много слышали, но посмотреть ее все как-то было недосуг.

Таково искусство наших дней.

Содержание

Hosted by uCoz