"Вечные сюжеты"

Пентисилея

Во, какая воительница!
(скульптура Дюбрея)
Пентисилея -- замечательная греческая воительница, царица амазонок. Случайно она убила Ипполита, в которого была страстно влюблена и решила от огорчения отрешиться от жизни, но сделать это, как и подобает воину в бою. Она ввязывалась во всевозможные конфликты той эпохи, и когда троянцы попросили ее помочь против греков, она охотно согласилась. Убив семерых солдат -- и все из-за потери одного человека -- на восьмом нашла коса на камень, ибо восьмым оказался сам Ахилл.

Эта история, однако не вошла в гомеровскую поэму, хотя и широко бытовала в цикле о троянской войне. Самое раннее из известных упоминаний содержится в поэмах "Разрушение Илиона" и "Эфиопида" поэта конца VIII в до н. э. Арктина Милетского. Правда, сами поэты также дошли до нас в более поздней передаче. О них упоминает Прокл, который составил нечто вроде пересказа доступных источников о Троянской войне, кстати нехилых философ и математик, Диодор Сицилийский, великий древнегреческий историк, также дошедший до нас в неполном объеме и др.

Наиболее полные сведения о Пентисилее содержатся у византийского писателя грузинского происхождения Ивана Тедзадзе (Tz?tz?s), жившего в XII веке. Этот Иван бежал из Грузии вследствие какой-то непонятной романтической истории, связанной с женским полом, но свои нехорошие привычки не оставил и в Константинополе. По этой ли причине, или по какой другой, но этот писатель довольно-таки подробно передал историю любви Пентисилеи и Ахилла, о каковой нет ничего у названных эпических авторов, и которая, скорее всего идет не от мифа, а имеет фольклорное происхождение, нечто наподобие отношений Петьки и Анки-пулеметчицы. Согласно данным грузино-византийского историка, отношения между царицей амазонок и Ахиллом зашли так далеко, что у них даже родился сын.

Хотя эпизод с Пентисилеей и нельзя назвать проходным, однако как-то постоянно упоминаясь в мифической традиции, он все время остается в боковых приделах. Ни поэзия, ни драма не нашли особого материала в деяниях этой царицы достойного литобрабоки. Иное дело искусство, особенно скульптура. Задача изобразить женщину-воительницу, то есть персонаж, где бы женская грация сочеталась с силой, привлекал и привлекает многих ваятелей. Одна из известнейших скульптур принадлежит фр мастеру Г.-В. Дюбрею.

И все-таки нашелся автор, который клюнул на этот сюжет. История Пентисилеи и Ахилла была переложена в драму немецким поэтом Г. Клейстом в 1808 году. Как и все прочие трагедии этого психически неуравновешенного человека "Пентисилея" так и не увидела света рампы. Гете вежливо обозвал ее "непоставимой" и возвратил автору, несмотря на то, что тот просил "на коленях и в слезах" принять пьесу. В частной же переписке Гете не стесняясь в выражениях говорил об отвращении и гадливости, которые "он не мог отмыть с души, как въевшуюся грязь" после чтения пьесы.

Придумавшие себе классически ясных гармонических греков, немцы никак не могли согласиться с той бурей страстей, которой давал выход Клейст ("edlen Einfalt und stillen Gr??e" -- благородная простота и спокойное величие -- за такой взгляд на античный мир в эпоху, когда веками установившийся порядок, казалось, летел к чертовой матери, культурные люди цеплялись всеми фибрами своей израненной души).

Его Пентисилея влюблена в Ахилла, как и тот пленился царицей амазонок. Но принадлежа к враждующим лагерям они не просто демонстрируют, а старательно взращивают в себе взаимную ненависть. И все же Ахилл не выдерживает. Заманенный Пентисилеей в ловушку, он, вполне сознавая подвох, все же доверившись любви идет к ней на встречу, где та его зверски убивает (достаточно сказать, что ее отрывают от тела мертвого героя, когда она зубами рвет его мясо). И тут же не в силах перенести смерть того, кого она любила, Пентисилея самозакалывается над его трупом.

"Пентисилея" не только не была отвергнута театром, но и печатать ее никто не осмелился, кроме самого автора на собственные деньги. И только 65 лет спустя после написания пьесу наконец-то поставили и то в провинциальном театре в переработке А. Люткен, где она пыталась привить драме благородный рыцарский дух.

Так бы и забылась пьеса, если бы не подоспела подмога, откуда ее никто и не ждал. Пьеса Кляйста приглянулась композиторам. В 1885 Хуго Вольф написал симфоническую поэму, ставшую классикой современной музыки, а следом за ним последовало несколько оперных переработок: музыкальное действо все же позволяло смягчать моральные изъяны дрампроизведения. Вернее в опере, где и так все откровенно преувеличено натуралистические подробности автоматически смазываются. Самую знаменитую оперу создал на сюжету Шок (Schoeck), правда, тоже подсократив его. Опера была поставлена в 1927 году в Дрездене, и не просто имела успех, а стала одной из тех постановок, которые вошли в историю мирового оперного театра.

В немецком искусстве господствовал тогда самый разнузданный экспрессионизм (удивительный народ эти немцы: всегда такие послушные, добропорядочные, в искусстве стопудовые бюргеры, но уж если слетают с катушек, то расходятся без предела). А вот опера оставалась прибежищем традиций. Пентисилея Шока стала настоящим шоком: мастера оперной сцены доказали, что и они могут не отставать от духа времени и выделывать кренделя не хуже Кандинского в живописи и Брехта в театре.

Думается не стоит и говорить, что после оперной постановки и пьеса не вошла, а буквально ворвалась в мировой репертуар, а уж современный модернизм (или уже пост) наворотил на сюжет таких подробностей, что прах Клейста наконец-то успокоился в могиле: он о подобном в свое время и мечтать не мог. Правда, вот с психологической составляющей -- дело швах. Грызть мясо, зверски убивать -- в современном искусстве можно, а вот испытывать ураган страстей не то что нельзя, а некому.

Содержание

Hosted by uCoz