"Вечные сюжеты"

Даная

Картина Рембрандта

Зевс, как и всякий крупный начальник, был существом похотливым. Влюбился он и в дочь аргосского царя Данаю. Однако познакомиться ней на прием было не так-то просто. Было предсказано, что ее сын убьет самого аргосского царя. Поэтому девушку содержали в башне, в строгой изоляции. Однако Зевс притворился золотым дождем, проник в башню и сделал-таки ей ребенка. Вот должно быть был озадачен папаша: дочь его ни с кем не общалась, а родила. Мне думается, это был бы отличный сюжет для картины.

Но мировая художественная мысль рассудила иначе, и в качестве самого козырного момента выбрала факт проникновения бога к запертой девушке в виде золотого дождя. На этом фоне отметились многие великие и не очень художники: Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт и др. Но самой знаменитой, конечно, остается картина Рембрандта, тем более, что хранится она в России, в Эрмитаже.

Эта тема воплощалась художниками Ренессанса двух различных вариантах: изображение невинной девушки, еще не почувствовавшей зова плоти и куртизанки, ждущей любовника. Рембрандт продолжает в своей работе вторую линию. Вот как описывает картину современный искусствовед: "Художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Лишь чудесный блеск света освещает переливающееся тонами слоновой кости тело. Мотив становится таким образом интимнее, он лишается гласности и приобретает скрытую и доверчивую человечность. Кроме того - это мгновенное, неповторимое воздействие света, который гладит тело, окутывает его теплыми прозрачными тенями и создает свое собственное пространство. Оно охраняет тело, не скрывая его". Красавица здесь, конечно, еще та: живот отвис, титьки болтаются, ляжки находятся явно под воздействием целлюлита. Но, как говорится, о вкусах не спорят.

Заметим, что никакого золотого дождя на картине нет, модель смотрит не вверх, откуда должен явиться похотливый бог, а напротив себя. Так что не имеет картина названия, никто бы не догадался, что речь идет об известном мифе. Правда, вездесущие искусствоведы просветили полотно рентгеном и под видимым слоем обнаружили второй. Оказывается, на картине была изображена первая жена художника, Саския и она смотрела вверх. Также на картине был золотой дождь. Но в ходе позднейшей переработки дождь превратился во внутренний свет, а лицо Данаи приобрело черты его новой домохозяйки и по совместительству любовницы Геерте Диркс.

Картину всю дорогу сопровождали скандалы. Сначала эта Геерте подала в суд из-за нарушения Рембрандтом жениться на ней, но ему удалось ее законопатить в тюрьму. Потом картина исчезла, шлялась неизвестно где и в каких руках, пока не обнаружилась у известного французского коллекционера XVIII века Кроза. После его смерти из-за картин разгорелась безобразная свара между наследниками. В конце концов по совету Дидро картину купила Екатерина II, и с тех пор она очутилась в Эрмитаже.

Но приключения не оставили ее и здесь. В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к "Данае" и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину [4]. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Майгис провёл 6 лет в психиатрической лечебнице, после чего был выпущен на свободу уже в независимую Литву, где проживает и сейчас. Но и это не все. С тех пор разные проходимцы еще несколько раз покушались то на картину, то на эскизы к ней.

Вот такая некрасивая история связана с этой красивой картиной.

Содержание

Hosted by uCoz